Парад тщеславий. Выборы 2011 – побеждают рекламисты.

 Кирсанов Е.В.

Сегодня, конечно не  стоит вопрос о расстановке политических сил в стране, равно как не стоит вопрос о результатах выборов. Поэтому избирательная кампания сегодня является просто возможностью «поторговать лицом». Причем главным образом не для политиков, а для агентств, занимающихся политической рекламой. Хочется, не забывая о моей сегодняшней профессии, сказать пару слов о рекламных роликах кандидатов, которые мы сегодня видим по ЦТ и добавить еще немного про остальные моменты рекламных кампаний. Итак, по порядку.

Геннадий Зюганов и КПРФ. З. сегодня, как известно, является единственным наследником всего пропагандистского капитала СССР. Однако, похоже Зю. свои права на этот капитал попросту игнорирует. Ролик, который видел я, незамысловат. Лидер (Зю.) стоит на фоне, кажется чего-то красного и что-то вещает. Даже я, способный к восприятию речей любых политиков и несколько напрягший внимание, не смог понять, о чем он. Как же можно рассчитывать на то, что типичный представитель электората коммунистов – малограмотный и глуховатый пенсионер - поймет хоть слово. Разве что расчет Зю. просто попозировать перед камерой. Мне кажется, этого все-таки мало, имей он даже харизму Бельмондо. Я не случайно вспомнил про «наследство». Существуют классические приемы наглядной агитации. Можно поработать с задником, например пустив на заднем плане «достижения» коммунистов. Было бы глупо пускать «нищету и развал» - они бы сразу стали ассоциироваться с «виновником торжества», убив оставшиеся очки. Далее, лично я нашел бы место на заднике (лучше, чтобы оно менялось) для демонстрации кумачовых лозунгов, иллюстрирующих тексты Зю. Некоторые ролики подобного содержания строятся на контрасте «власть-оппозиция», скажем слева «власть» - «нищета и разруха», справа – КПРФ и «благосостояние». Иногда, левые картинки – черно-белые, правые – цветные. И, конечно, сам Зю. справа.

Мне давеча попала в руки газета «Подмосковная правда», еще один рупор КПРФ. И, конечно же, предвыборная агитка. И снова ляпы. Например, призыв к свержению строя – законному естественно, и «Аврора», и Ленин в противовес. Уже несоответствие. Далее, использование мотивов Октябрьской революции сегодня, по меньшей мере, глупо. Как бы сегодняшние граждане ни относились к современной политике властей, они безусловно ненавидят и революцию и ее последствия, лучше о ней не напоминать. Гораздо правильней напомнить о «достижениях» коммунистов: Днепрогэс, тот же Ленин, но ледокол. Гагарина и парад победы можно оставить. На последней станице вместо юмора – предвыборные тезисы. Тезисы очень неплохие. Если бы они звучали из уст какого-нибудь миронова – даже прокатило бы. Здесь же половина тезисов у избирателей вызовет резонные возражения типа «Ребят, но вы же этого не смогли сделать за семьдесят лет, а демократы за двадцать уже сделали, не стоит ли вам помолчать». Это касается идеи сделать врачей и учителей обеспеченными, а медицину современной, вести более социально ориентированную социальную политику (обеспечить пенсионеров и малоимущих), организовать социальную и воспитательную работу с молодежью, обеспечить детей-сирот и т.п. Это только незначительная часть тезисов, забивающих гол в ворота КПРФ – вопросов, в решении которых Путинская власть продвинулась гораздо дальше своих предшественников – коммунистов. Просто надо было внимательно прочесть свои тезисы, убрать половину, а оставшиеся сделать более крупным шрифтом.

В общем, складывается впечатление, что Зюганов не только не собирается агитировать за себя, но и не особо заботится о сохранении своего электората. В частности, о, якобы, пришедших сорока пяти молодых людях, способных сложить два и два. Интересно понять его цели.

С.Миронов и СПраведливая РОСсия. Замечательные ролики. Первый о бабушке, которой не хватило на молоко. Действительно выжимает слезу. Каждый прослезившийся сразу же хватается за кошелек, на секунду поверив, что это происходит сейчас и с ним. Но довольно быстро осознает: «Это всего лишь сон. Как хорошо, что это сон. Как хорошо, что это осталось в далеком прошлом. Как хорошо, что я проголосовал за Единую Россию. Надо снова пойти и проголосовать за ЕдРо.» Как вам результат? За собственные деньги рекламировать конкурента. Не обидно? Второй ролик: умирающий пациент, с которого аппарат жизнеобеспечения требует вставить купюру в купюроприемник. Жутковатое зрелище. Наверное, было бы эффективным для всех, кто не знает о том, что именно благодаря политике властей в области здравоохранения мы не только создали мощнейшую систему здравоохранения, но и обезопасили пациентов от подобных требований и гарантировали им безвозмездность оказания медицинских услуг. То есть этот ролик снова возвращает нас к недавнему коммунистическому прошлому, побуждая нас от него бежать впереди собственного визга. Еще один ролик за Единую Россию. Вопрос, а Миронов часом партии не перепутал? Названия-то похожи. Или СпРос и есть филиал ЕдРа?  Если серьезно, я же не случайно учу «Не надо врать.». Понятно, не потому, что врать нехорошо, неэтично. Это категории, в рекламе не используемые. А потому, что любая ложь рано или поздно обернется против тебя. Как сегодня это случилось с роликами Миронова. Похоже, его ролики несколько ослабят его позиции в парламенте – пройдет ли он туда?

Г.Явлинский и Яблоко. Оставим пока в покое вопрос, а может ли партия так называться. Рассмотрим пока ролик. Прекрасный образец внушения или даже пресловутого НЛП (нейролингвистического программирования). И мелькание персонажа (то ближе, то дальше) и короткие лозунги и повторение слова я. Блестяще. Единственный вопрос, возникающий у потенциального клиента «Кто это?» Явлинского действительно мало кто помнит. Наверное, следовало попробовать запустить на заднике видеоряд, с участием Г.А.. Возможно, он здоровался с Ельциным или ругался с Горбачевым, или хотя бы выступал с трибуны. В качестве варианта можно принять видеоряд, предложенный для КПРФ. Впрочем, внушение против зюгановского разъяснения и мироновской идентификации как правило выигрывает. Возможно, кто-то за Яблоко и проголосует. Правда, думаю, ему не хватит сил пройти барьер.

Богданов и Правое дело. Еще один вариант внушения, но граничащий с разъяснением. Создан крайне профессионально. Беда лишь в том, что ориентирован он на довольно узкую группу населения. Конкретно, в нем мало наглядности (простая анимация не в счет). Вообще, как известно, для большинства представителей электората характерно образное мышление, а не, например, формально-логическое, свойственное для более развитых индивидов. Это утверждение не следует воспринимать, как попытку оскорбить народ, просто это факт, с которым надо работать. Здесь совершенно проигрывает и внушение и разъяснение не подкрепленное наглядностью, например, в виде видеоряда. Например, идею, что учебники не будут нужны, можно подкрепить интервью с представителем молодежи, который с трудом вспоминает свое имя, или видеорядом с водителем, который на ходу пытается прочесть на КПК, что означает дорожный знак.

Жириновский и ЛДПР Обычный мультфильм о том, как Жириносвский покажет западу «кузькину мать». Скорее всего, это просто эпатирующпая, юмористическая реклама. Просто способ засветиться на экране. Реклама ничего не говорит, ни к чему не призывает. Но все поняли: Жириновский пока есть. Тоже хорошо. 

Медведев и Единая Россия. Блестящие по своей наглядности ролики. Представители народа рассказывают, как хорошо, что ЕдРо у власти: вот они дали больнице современное оборудование, вот они наладили производство на самом высоком техническом уровне… Конечно, «кролику хорошо, что у него уши вверх растут» - ЕдРо была у власти и продемонстрировала свои умения и навыки, другие такой возможности не имели. Но достижения ЕдРа действительно неоспоримы, потому конкретно в рекламе я не вижу ничего неэтичного.

В результате, подводя итог, хочется отметить, что в рекламных кампаниях практически всех партий либо стоит вопрос о сохранении только своего электората – сегодня немногочисленного, или даже о сохранении хоть каких-то избирателей. Только ЕдРо действительно работает над усилением своих позиций. Отсюда напрашивается единственный вывод. Все остальные политические лидеры не ставят задачей не только победу, но и даже приобретение определенного влияния в политике. Косвенным подтверждением этого является совершенная неспособность оппозиционных партий создать коалицию, чтобы хоть как-то оказать влияние на политическую жизнь, чтобы на следующих выборах можно было в духе ЕдРа похвастаться своими достижениями. По-видимому, их цель просто остаться на плаву, сохранить пайки, членские взносы и т.п. Но не дай бог им обрести хоть какую-то политическую силу, ибо вместе с приходом таковой придет и ответственность, которой названные лидеры боятся как огня. Видимо, нам опять, как в годы роковые, придется голосовать за единственную реальную партию и за единственно реальных лидеров.


 

 08.11.11

Обсудить

Назад на главную

 

Сайт управляется системой uCoz